От продуктового магазина в советском стиле до гипермаркета

По данным Росстата, доля торговли в ВВП России в 1990 году составляла 5,6%. В 2010 году она увеличилась до 18,3%, а в 2000-х годах российский розничный товарооборот рос в два раза быстрее, чем ВВП страны. В результате оборот в розничной торговле вырос в десять раз в период с 2000 по 2010 год.

В течение этого периода отечественные и зарубежные торговые сети расширялись от западной до восточной части России. Отечественные ритейлеры сосредоточились на аренде торговых площадей и извлекали выгоду из традиционной низко бюджетной модели супермаркетов, в то время как глобальные сети, выходящие на российский рынок, строили свои собственные объекты и выбирали более крупные форматы, такие как гипермаркеты.

Радаев отмечает, что в 2000 году ни один из ритейлеров не попал в ежегодный рейтинг крупнейших компаний России «Эксперт-400». Ситуация изменилась в 2004 году: 17 ритейлеров вошли в список 400 крупнейших компаний мира, а четыре — в 100 крупнейших. В 2011 году 17 и 12 ритейлеров попали в топ400 и топ100 соответственно, а четыре попали в число 50 крупнейших компаний России. , В четверку вошли два отечественных ритейлераX5 Retail Group (17-е место) и Magnet (25-е место), а также две международные сети Auchan (31-е место) и Metro Cash & Carry (40-е место).

Как регуляторы могут быть полезны

По словам Радаева, у российской розничной торговли есть хорошие перспективы для дальнейшей консолидации и развития, чему способствует наличие незанятых ниш на рынке. Современные сети магазинов в России немногочисленны; на пять крупнейших розничных сетей страны приходится 5% от общего объема розничных продаж.

Радаев прогнозирует, что лидеры отрасли продолжат расширяться, но с особым акцентом на эффективность, постепенно вытесняя местные магазины и рынки под открытым небом, доля рынка которых все равно снижается. Кроме того, отечественные российские сети, в отличие от восточноевропейских ритейлеров, будут удерживать свои рынки и конкурировать с глобальными ритейлерами.

Какова роль правительства в содействии торговле? Текущие данные указывают на то, что торговое законодательство будет и дальше меняться в условиях продолжающихся дебатов между розничными сетями и поставщиками, а также общей регуляторной деятельности. Исследования показывают, однако, что правительство пока не может оказать положительного влияния на розничную торговлю. Трудно сказать, кто выиграл от торгового права. По словам Радаева, крупные поставщики потеряли некоторые важные инструменты для продвижения своей продукции, в то время как большинство мелких поставщиков в любом случае не могут получить доступ к розничным сетям, и их общая позиция на рынке не улучшилась.

Опрос практиков и экспертов розничного рынка, проведенный Лабораторией экономических и социальных исследований НИУ ВШЭ в 2010 году, показал, что ни розничные торговцы, ни поставщики не обнаружили, что их договорные отношения стали проще. Только 5% поставщиков сообщили, что заключать контракты с крупными партнерами стали для них легче, в то время как 75% не заметили никаких изменений, а 20% обнаружили, что их договорные отношения стали более сложными с момента вступления в силу нового закона о торговле.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Enter Captcha Here : *

Reload Image