Попытки контролировать розничную торговлю бесполезны

Долгое время розничная торговля в России развивалась без вмешательства со стороны государственных регуляторов, но в последние годы ситуация резко изменилась. Государство сейчас активно пытается контролировать эту сферу, но эффективность таких попыток сомнительна, утверждает Вадим Радаев в своей недавней статье.

Первый проректор ВШЭ и заведующий лабораторией экономических и социальных исследований Вадим Радаев представил доклад «Революция в розничной торговле в России» в рамках программы, совместно организованной Банковским институтом НИУ ВШЭ и Институтом промышленных и рыночных исследований для потенциальных инвесторов из Сингапура.

Зачем правительству вмешиваться в розницу?

Около пяти лет назад в России был принят противоречивый закон о торговле. Некоторые из объявленных целей заключались в ограничении монополии и расширении розничных сетей, снижении цен на социально значимые товары и защите малых предприятий. Также ожидалось, что закон будет регулировать отношения между розничными сетями и их поставщиками, поскольку последние жаловались на несправедливые условия договора и завышенные «сборы за вход на рынок». Закон запретил розничным сетям взимать бонусные сборы с поставщиков и установил лимит отсрочки оплаты товаров. Кроме того, было введено государственное регулирование розничных цен на социально значимые товары. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрабатывает еще один пакет поправок к закону о торговле, чтобы ограничить монополию розничной сети.

Так почему же правительство пытается контролировать розничную торговлю? Речь идет не о проблемах малого бизнеса или конечных потребителей. Как отметил ранее Радаев в своей статье «Кто выиграл от нового закона о торговле»? В отличие от США и других развитых стран, мелкие торговцы в России не играли заметной роли в кампаниях против розничной сети. Точно так же конечные потребители также не были вовлечены — фактически, их интересы едва ли были затронуты торговым законодательством, за исключением того, что правительству теперь разрешено ограничивать определенные потребительские цены. «Гораздо более вероятно, что основные движущие силы кампании являются основными игроками отрасли, в частности сельхозпроизводителями, чьи интересы были агрессивно лоббированы Министерством сельского хозяйства. На них серьезно повлияло смещение рыночной власти в сторону ритейлеров еще в 2000-х годах. ”, говорит Радаев.

Кроме того, розничная торговля стала настолько заметной в российской экономике за последние два десятилетия — это может быть еще одна причина, почему она находится на радаре правительства.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Enter Captcha Here : *

Reload Image