Штрафы и доверие к правительству стимулируют налоговые платежи

Высокий уровень доверия к государственным учреждениям и штрафы для неплательщиков способствуют лучшему сбору налогов. В ходе международной научной конференции «Культура, разнообразие и развитие» Алексей Белянин, руководитель Лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ, представил доклад «Налоговые платежи и доверие: меж страновой эмпирический анализ», исследование, проведенное международной группой ученых.

Игра налогоплательщика

В исследовании, основанном на принципах поведенческой экономики, участвуют шесть стран: Австрия, Италия, Венгрия, Румыния, Россия и ЮАР. Студенты экономисты, выбранные для участия в исследовании, были разделены на 10 групп, по восемь человек на группу; средний возраст студентов составлял 22 года (19 для российских студентов). Исследователи также опросили участников, чтобы определить их ценностные предпочтения.

Участникам было предложено сыграть в игру, которая была разделена на три этапа, каждый из которых отличался друг от друга структурой учреждений, занимающихся сбором налогов, и их контролем над перераспределением этих налогов в экономике. Каждый этап был разделен на десять периодов времени. Каждый период приносил 15 единиц прибыли, и каждый участник должен был решить, платить налоги или нет (на всех этапах) и финансировать ли фонд, который контролировал расходование собранных налогов (на третьем этапе).

На первом этапе все восемь участников были обычными налогоплательщиками с доходом 15 единиц и в 33% налоговой группе. Также было известно, что собранные налоговые средства были использованы на благо населения с эффективностью 0,25. При 100% уплате налогов такая эффективность выгодна каждому налогоплательщику. Не было контрольных и карательных механизмов уклонения от уплаты налогов. Участники, склонные к риску, должны были уклоняться от уплаты налогов. Таким образом, их доход составил бы 15 единиц, тогда как эффективный доход на душу населения в условиях полного соответствия составлял 20 единиц.

На втором этапе один из участников эксперимента играл роль надзорного органа (государства) и проводил проверку, чтобы определить, платили ли два из семи оставшихся участников налоги. В этом случае лицо, уличенное в уклонении от уплаты налогов, уплатило штраф в два раза выше ставки налога. Правительство получало все средства (налоги и штрафы), которые оно могло распределять на общественные нужды или получать доход от аренды. Предполагалось, что низкие расходы на общественные нужды и высокий доход от аренды снизят уровень доверия к правительству, и спровоцируют уклонение от уплаты налогов. Участникам были доступны данные об оставшихся государственных средствах, среднем доходе и штрафах.

На третьем этапе участникам был представлен еще один контролирующий орган — фонд, который контролирует деятельность государства и обеспечивает эффективное использование собранных налогов. Налогоплательщики могут добровольно внести до пяти единиц в управление фондом. Чем больше единиц вложено в контрольный фонд, тем эффективнее работает государство.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Enter Captcha Here : *

Reload Image