Высокая конкуренция снижает эффективность государственных закупок

Вопреки ожиданиям растущее число участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, когда в торгах участвует только один игрок — обычно лидер рынка. Анна Бальсевич представила свой доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и проблемы»

В последние годы в российских СМИ часто поднималась проблема эффективности государственных закупок. Они обычно обсуждают целесообразность определенных закупок, приводят примеры неоправданно высоких цен, низкого качества продукции и нарушения условий контракта. Еще одна проблема — межрегиональные различия в ценах на один и тот же товар. Исследователи Центра институциональных исследований НИУ ВШЭ Анна Бальсевич, Светлана Пивоварова и Елена Подколзина попытались выяснить причины этих различий.

Механизмы эффективности

В России действуют единые правила государственных закупок, они едины для всех регионов России и определены федеральным законом. Этот закон предусматривает несколько механизмов размещения государственных закупок:

  • От одного поставщика (исполнителя, субподрядчика);
  • Через закрытый аукцион (на суммы менее 500 000 рублей);
  • Через открытый аукцион (или электронный аукцион);
  • Через открытый конкурс (ограниченное количество случаев).

Имеет смысл сравнить эффективность этих механизмов путем сравнения уровня цен и количества участников конкурса в результате применения различных инструментов.

Можно предположить, что цены на один и тот же продукт будут одинаковыми, а высокая конкуренция среди участников поможет установить более низкую цену. Этот сценарий имеет теоретическое обоснование. Американский экономист Дж. Стиглер в своем кабинете«Экономика информации» (1961), посвященная общей экономической теории, а также исследователям в более поздних исследованиях, посвященных механизмам государственных закупок (Bulow, Klemperer, 1996), доказала, что полнота информации гарантирует меньшие затраты при поиске поставщика и ведет по более низкой и более равномерной цене. В случае государственных закупок более высокая прозрачность ведет к увеличению числа продавцов и снижению цены. Тем не менее позднее Стиглер, описывая специфику олигополистического рынка (Stigler A Theory of Oligopoly, 1964), и J.Robinson (1985) — одна из немногих выдающихся женщин экономистов, проанализировавшая специфику механизма государственных закупок, пришли к Сделан вывод о том, что полнота информации и прозрачность могут привести к обратному эффекту.

Так что же влияет на прозрачность цен, установленных в рамках контракта о государственных закупках в России? Чтобы ответить на этот вопрос, в качестве объекта для анализа была выбрана государственная закупка бензина, поскольку этот продукт имеет стандартизированные параметры качества, что делает возможным межрегиональное сравнение. Кроме того, он покупается повсеместно во всех регионах частными компаниями и государственными органами и имеет относительно предсказуемый спрос. Государственные закупки проводятся для социальных служб — больниц, школ и других объектов, за счет средств областных бюджетов, а также для поддержки работы самой администрации. В исследовании использовалась официальная информация, в том числе статистика и информация на сайте государственных закупок. Были изучены все государственные закупочные контракты на бензин в десяти регионах России с 2009 по 2010 год.

  • Цена контракта как зависимая переменная;
  • Количество участников и прозрачность информации (собственный индекс авторов) в качестве независимых переменных;
  • Данные о типе процедуры, условиях контракта и объеме поставки, данные о подписании контракта (июнь / декабрь), оборот всех перевозок в регионе, уровень коррупции (недобросовестная конкуренция) в качестве контрольных переменных;
  • Плотность дорог, разнообразие видов топлива в контракте как инструментальные переменные.

Плотность дороги коррелирует с объемом доставленного бензина, количеством поставщиков и, как следствие, количеством участников аукциона. Типы используемого топлива коррелируют с количеством продавцов, у которых есть требуемые продукты, что также влияет на количество участников торгов. Регрессионный анализ проводился на основании этих данных.

Удивительные результаты

В результате авторы пришли к удивительным выводам. Во-первых, контрактные цены ниже, когда в торгах участвует только один игрок — и обычно это лидер рынка. Скорее всего, другие участники рынка в этом случае просто отказываются участвовать в конкурсе. Вполне вероятно, что активность лидера рынка в этих случаях более эффективна. Более низкая цена также достигается за счет таких факторов, как доступность и прозрачность информации, а также большие объемы договоров.

Во-вторых, еще одним интересным результатом стала неэффективность открытых аукционов, которая, хотя и дает большее число участников, в результате приводит к более высокой цене контракта. Растущая конкуренция в этом случае не приводит к росту эффективности. Кроме того, более высокой цене способствует организация торгов в конце отчетного периода — в июне или декабре, когда расходуется значительная часть бюджетных средств. Более длительные условия контракта также приводят к повышению закупочных цен.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Enter Captcha Here : *

Reload Image